Научная родословная кафедры
И.П. Павлов. Основоположник учения о рефлекторной саморегуляции констант внутренней среды организма и ведущей роли ЦНС. Создатель учения о ВНД и ННД. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1903 г.) за цикл работ по физиологии пищеварения.
Л.А. Орбели. Ученик и последователь И.П. Павлова. Создатель учения об адаптационно-трофическом влиянии симпатической нервной системы. Заложил основы эволюционной физиологии.
А.Г. Гинецинский. Ученик Л.А. Орбели. Один из авторов учения о химической передаче возбуждения в синапсах. Заложил основы физиологии почек и водно-солевого обмена в эволюционном и онтогенетическом аспектах. Создатель и организатор Новосибирской физиологической школы.
Юрий Николаевич Чусов. Первый заведующий кафедрой в 1969г. кандидат биологических наук, доцент.
Л.К. Великанова. Развила учение А.Г. Гинецинского об осморецепции. Основоположник научного направления о формировании резервных возможностей почек и системы регуляции водно-солевого обмена в онтогенезе. Организатор научной физиологической школы на кафедре. Автор более 300 научных работ. Заслуженный работник высшей школы, женщина 2000 года. Зав. кафедрой с 1972 по 1987 гг.
Р.И. Айзман. Продолжил исследования по развитию функции почек и водно-солевого обмена в онтогенезе человека. Сформировал научное направление по изучению конституциональных особенностей человека в онтогенезе. Автор более 360 печатных работ. Заслуженный деятель науки РФ, член корреспондент Международной академии наук высшей школы (МАН ВШ), действительный член Американского физиологического общества и Европейского общества педиатров-нефрологов. Зав. кафедрой с 1987 г. по настоящее время. Иностранный член Американского Физиологического общества, Европейского общества педиаторов-нефрологов, удостоин Золотой Медали Американского биографического Института за вклад в науку(2011г.).
История кафедры. 1969-2011г.
Кафедра анатомии, физиологии и гигиены выделилась в самостоятельное подразделение из состава кафедры зоологии в 1969 году. Первым заведующим кафедрой был кандидат биологических наук, доцент Ю.Н. Чусов. В 1969 году на кафедре работало 12 сотрудников, из них 4 кандидата наук: С.А. Борисова, Л.П. Черемных, Ю.Н. Чусов, В.И. Инчина. 2 ст. преподавателя, 3 ассистента, 3 лаборанта. Преподавание велось по гистологии с основами эмбриологии; цитологии, анатомии человека, физиологии человека и животных, методике преподавания биологии, основам дарвинизма и генетике. С 1972 года кафедру возглавила доктор биологических наук, профессор Л.К. Великанова. С этого года начато преподавание курса возрастной физиологии и школьной гигиены. В 1974г. из состава кафедры были выведены следующие дисциплины: методика преподавания биологии, основы дарвинизма, генетика. К этому периоду на кафедре работали: 1 профессор, 3 доцента, кандидата наук, 2 ст. преподавателя, 1 ассистент и 3 лаборанта. В 1987 году заведующим кафедрой избран доктор биологических наук, профессор Айзман Р.И. В 1978 году при кафедре была открыта аспирантура по специальности 03.00.13 – физиология человека и животных для педагогических вузов Сибири и Дальнего Востока. Многие выпускники-аспиранты в настоящее время возглавляют кафедры в своих вузах: Н.Н. Михайлова (г.Новокузнецк), А.Р. Ищенко (г.Хабаровск) и др. В настоящее время в аспирантуре обучается 5 человек. В 1996 году при кафедре открыта новая специальность «Педагогическая валеология» на базе среднего медицинского образования; и кафедра переименована в «кафедру анатомии, физиологии и валеологии», а в 2000г. – открыта специальность «Безопасность жизнедеятельности». В 2006 г. кафедра переименована в кафедру «анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности». В настоящее время на кафедре ведётся обучение по следующим направлениям и профилям: 1) Педагогическое образование 050100: - биология; - безопасность жизнедеятельности (бакалавриат и магистратура); - здоровьесберегающие педагогические технологии.
2) Естественнонаучное образование (020400): - биология.
3) Магистратура: «Образование в области безопасности жизнедеятельности» по направлению 050100.68 «Педагогическое образование».
4) аспирантура по специальности 03.03.01 - Физиология.
Кроме того, кафедра ведёт на всех факультетах дисциплины медико-биологического цикла: «Безопасность жизнедеятельности»; «Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена»; «Основы медицинских знаний»; и «Концепции современного естествознания». На ИЕСЭН преподаются следующие дисциплины по программам педагогического и естественнонаучного образования: «Анатомия человека»; «Анатомия и физиология человека»; «Безопасность поведения на дорогах и в общественном транспорте»; «Биология индивидуального развития»; «Гистология и эмбриология»; «Информационная защита»; «Информационные технологии»; «Криминальные опасности»; «Лечебная физкультура культура и массаж»; «Медицина катастроф»; «Нейрофизиология и психофизиология»; «Обеспечение безопасности образовательного пространства»; «Основы безопасности жизнедеятельности»; «Основы науки о здоровье»; «Основы подготовки к военной службе»; «Основы психофизиологии «Основы школьной гигиены»; «Охрана труда и аттестация рабочих мест»; «Пожарная безопасность»; «Прикладная физическая подготовка»; «Профилактика профессионального выгорания педагогов»; «Профилактика социально-опасных явлений в молодежной среде»; «Психологическая защита»; «Психофизиологические основы адаптации»; «Психофизиологические основы профобучения»; «Современные средства оценивания результатов обучения безопасности жизнедеятельности»; «Скрининг диагностика здоровья»; «Способы автономного выживания»; «Теоретические основы безопасности»; «Технические средства обучения»; «Физиологические основы полового воспитания»; «Физиология человека и животных»; «Чрезвычайные ситуации природного характера»; «Чрезвычайные ситуации социального характера»; «Чрезвычайные ситуации техногенного характера»; «Экологическая безопасность»; «Этнопедагогические основы безопасности» и другие.
В рамках дополнительного образования слушатели могут получить следующие спецкурсы:
1. Охрана труда и аттестация рабочих мест. 2. Традиционные системы оздоровления. 3. Культура здоровья. 4. Скрининг диагностика здоровья учащихся, студентов, преподавателей и спортсменов. 5. Репродуктивное здоровье. 6. Безопасность в туризме. 7. Лечебная физкультура и массаж. 8. Рациональное питание. 9. Практическая психология с использованием современных психотехнологий. 10. Профилактика негативных явлений в молодежной среде. 11. Основы профессиональной ориентации учащихся.
Работают 35 штатных сотрудников; из них 26 преподавателей: 6 профессоров, 18 доцентов и 5 старших преподавателя. 82% преподавателей имеют ученые степени и звания. Из всех сотрудников кафедры – 22 человека являются выпускниками Новосибирского государственного педагогического университета.
|